Препятствия (антарайи) | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Препятствия (антарайи)

Патанджали добавляет, что с этими препятствиями сосуществуют четыре помехи (викшепы): страдание или боль (духкха), депрессия или меланхолия (даурманасья), нервозность и дрожь в теле (ангам-еджаятва) и нерегулярность вдохов и выдохов. Эти помехи служат явными признаками того, что с нашей практикой что-то не в порядке. Проблема может быть связана с пранаямой, асанами или с чем-либо еще.

Я не верю, что Патанджали пришлось столкнуться со всеми девятью препятствиями в своей собственной практике. Во всяком случае, на это хочется надеяться. Более вероятным представляется, что источником данных сведений стали для него беседы с коллегами и учениками, а также традиции его школы — как письменные, так и устные. За годы своей практики я нашел в журналах учеников сведения о десятках препятствий — как физических, так и ментальных.

 

Ментальные препятствия

Ученики часто сообщают, что даже после нескольких месяцев старательной практики не замечают никаких изменений или что

Прогресс оказывается слишком медленным. Это обычно Приводит к возникновению одного из трех следующих препятствий:

Ученик испытывает разочарование. Ему кажется, что по сравнению с практикой асан пранаяма требует усилий, несоразмерных с результатами.

Ученик испытывает нетерпение. Даже господин Ай-енгар характеризует пранаяму как нудное занятие, требующее бесчисленных повторений. Как пожаловался один из учеников, «от всего этого лежания на одеялах никакого толку, одна пустая трата времени». У кого-то вроде него часто может возникнуть желание перескочить через базовые практики и с головой нырнуть в «настоящую» пранаяму. В такой спешке ученик рискует наскочить на препятствие, которое я называю неспособностью, имея в виду попытку совершить то, к чему вы пока еще не готовы.

Две другие разновидности сомнения преодолеть намного труднее, поскольку они убивают интерес к практике и желание продолжать путь.

Особенно сильное негативное воздействие эти три препятствия оказывают на осторожный подход к пранаяме, стратегию постепенного укрощения львов, слонов и тигров. Невозможно с легкостью тратить усилия, когда они ничем не вознаграждаются. Но в любом случае практика пранаямы у большинства учеников продвигается медленнее, чем освоение поз. Это важно понять в самом начале пути и, соответственно, умерить свои ожидания.

Нестабильность. На трудности в самом начале практики жалуются далеко не все новички. «Никогда раньше я не делал ничего настолько невероятного! — воскликнул один ученик. — Эта практика изменила всю мою жизнь». Но иногда случается так, что после многообещающего старта ученик скатывается на уровень практики, который кажется ему более низким. Патанджали называет это нестабильностью или непостоянством (ана-вастхитатвой).

Нестабильность не является препятствием, если ученик относится к шагу назад как к одной из фаз естественного чередования приливов и отливов во всех духовных практиках. Но если в самом начале ученик не ощущает ничего, кроме сладости практики, ему трудно расстаться с этим ощущением. Такая ситуация вызывает разочарование и желание оставить занятия.

 

Предварительная подготовка

Они могут не испытывать желания обременять себя еще одной заботой, могут не иметь свободного времени (или желания его тратить) или не понимать цели практики. Причин можно найти много. Но главным препятствием для практики является нежелание ученика заниматься ежедневно.

А что, если вы окажетесь не готовы, особенно после того, как приобретете этот путеводитель? Только не нужно отдавать ее назад, в книжный магазин, за полцены. Продолжайте работать над позами и всегда заканчивайте занятия выполнением позы трупа (шавасаны). Запаситесь терпением.

Некоторым ученикам не нравится, когда их просят признаться в невежестве. Не забывайте, что это невежество не имеет никакого отношения к вашему IQ и необязательно делает вас плохим человеком. Даже умные люди и те, кто творит добрые дела, подвержены влиянию авидьи. Считайте невежество чем-то вроде метафизического белого пятна, присущего сознанию каждого человека.

И наконец, когда вы будете готовы посвятить себя практике и признаете собственное невежество, задайте себе самый важный вопрос: «Действительно ли я хочу знать, кто я?» Этот вопрос логически вытекает не только из факта вашего невежества, но также из присущего всем нам стремления узнать о себе правду и из того, что йоги называют стремлением к освобождению. Это, как написал мудрец Шанкара одиннадцать веков назад, «желание освободиться от кандалов, выкованных Невежеством, посредством осознания своей истинной природы.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Партнеры: