Практика йоги | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Практика йоги

Многие люди склонны отождествлять йогу с асанами и ничего не знают об основополагающих принципах ее философии. Но каждая школа йоги представляет собой отдельное философское течение, которое базируется на всеобъемлющем видении мира и механизма его работы, приводимого в действие божественным источником и традиционно считающегося священным, а потому содержащегося в строжайшей тайне.

Следовательно, практика каждой школы, используемые в ней духовные усилия или тренировка есть прямой результат изначального видения. В совокупности тренировка и видение составляют логическую систему. Если предварительно не изучить и тщательно не обдумать видение, невозможно ни выполнить упражнения, ни понять смысл тренировки. Несмотря на то что примерные планы тренировок описаны в наставлениях, ежедневные занятия проводятся опытным учителем, который уже до определенной степени осознал цель тренировки. Доступ к занятиям получают те, кто был посвящен преподавателем после соответствующего периода ученичества. Порой трудно вообразить, как повезло нам сегодня в том, что каждый желающий может приобрести учебник по йоге.

Каждая школа йоги высоко ценит традиции и является их консервативным хранителем. Тренировочный процесс развивается последовательно, разделяясь на этапы (как правило, четыре), на каждом из которых используется особый набор практик, соответствующих уровню развития соискателя. Тренировочный процесс обычно проходит медленно и размеренно, максимально подготавливая к освоению каждой новой практики. Йоги считают, что слишком быстрый прогресс бесполезен и порой даже опасен. В конце концов, процесс тренировки ориентирован на цель, то есть на освобождение, которое представляется либо в форме обуздания и обозначается термином «раскрепощение» (апаварга, в буквальном переводе «отворачиваться»), либо как совершенное одиночество (кайвалья).

У любой подобной системы несколько преимуществ. Она предоставляет соискателю контекст, точку зрения (даршану) или карту, где указано, как нужно смотреть на себя и на мир, как правильно осмыслить и выразить полученный опыт и откровения. Кроме того, данная система заставляет ученика подняться и двигаться вперед, окружает его дружелюбными спутниками, расставляет указатели на безопасных маршрутах, вооружает проверенными и практичными методиками, соответствующими особенностям его характера и способностям.

Но у каждой системы такого рода есть по меньшей мере один серьезный недостаток. Поскольку это только карта, а не сама территория, она неизбежно отражает ограниченный взгляд на мир. И хотя каждая система приближается к истине, это не есть вся истина, а лишь одна из точек зрения на нее. На пути роста и освобождения система может оказаться скорее препятствием, чем опорой, потому что она доминирует над нашим восприятием, ослабляя способность получать новую информацию и опыт или адаптироваться к ним.

В то время как формальная тренировка — это самый распространенный способ обучения йоге (и большинство учеников, по крайней мере на начальном этапе, , нуждаются в руководстве и поддержке системы), он далеко не единственный. Помимо прочего, йога включает в себя часто недооцениваемый элемент игры, хотя данный термин, как правило, не ассоциируется с ее практикой. Мы же считаем себя серьезными учениками и относимся к игре как к занятию для детей. Наоборот, когда мы играем друг с другом, между нами возникают отношения свободных людей, и в этих взаимоотношениях всегда есть место неожиданности; все, что происходит, имеет значение, поскольку серьезность боится непредсказуемого результата открывающихся возможностей. Быть серьезным — значит стремиться к определенному выводу. Быть игривым — значит допускать разные возможности, к чему бы это ни привело.

Согласно утверждениям некоторых йогов, мир является творением вечного женского начала, богини Шакти (силы). На санскрите любовь обозначается словом «лила», в числе других значений которого «спорт, забава, развлечение, времяпрепровождение». В этой священной игре раскрывается суть собственной природы (свабхавы) богини.

В отличие от тренировки настоящая игра всегда революционна. В то время как традиции характеризуются консервативностью, игра открывает новые страницы, переворачивает предметы и явления с ног на голову. Она побуждает нас валять дурака, нарушать правила, рисковать, вести себя необдуманно (детская игра), не связывать себя условиями (свободная игра), экспериментировать (подбор нот на слух), изобретать. Игра доступна всем. Вместо того чтобы дистанцироваться от мира, в ходе игры мы приобщаемся к нему. Игра признает присущую внутреннему Я свободу и уникальную мудрость. В игре не существует никаких внешних авторитетов, поэтому наши усилия направляются естественными склонностями и советами внутреннего Я, а не техническими правилами. В конечном счете игра ориентирована на процесс и на настоящий момент. У нее нет никакой цели в будущем, кроме одной — продолжаться.

Несмотря на то что наше пособие посвящено главным образом формальным методикам тренировки, время от времени мы будем позволять себе позабавиться и включиться в игру с богиней.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.