О чем пишут ученики

Слово «журнал» происходит от «diurnal», что означает «дневной, ежедневный». Делайте записи регулярно, в специальной тетради для пранаямы, а не на отдельных листочках бумаги, которые потом будут валяться в ящиках письменного стола. Ведите журнал от руки, делая заметки по возможности сразу после завершения занятия. В первую очередь отмечайте детали практики.

Ваши записи должны быть максимально краткими и объективными. Избегайте суждений, оправданий, рационалистических обоснований, толкований или оценок проделанной работы. Не подвергайте заметки цензуре, не беспокойтесь о связности мыслей, стиле, грамматике и даже об орфографии. Слушайте свое сердце и записывайте то, что говорит оно, а не разум.

Какого-нибудь одного, самого лучшего способа ведения журнала не существует. Одни ученики предпочитают делать все как можно проще, поэтому у них получается элементарный отчет о проделанной за день работе. Они вносят в журнал дату, продолжительность и план проведенного занятия, перечисляют выполненные упражнения и использованные способы дыхания, указывает, что находились в положении лежа или сидя, записывают, какие приспособления применяли для развития и совершенствования навыков, а также все остальное, что их интересует.

Но другим ученикам — тем, кто располагает свободным временем и любит выражать свои мысли письменно, — нравится распрострагяться на эти утилитарные темы. Некоторые даже украшают свои записи рисунками, коллажами или стихами. О чем пишут эти ученики? О многом.

Но прежде всего о том, как пришли к йоге дыхания, какая извилистая дорога привела их к этому этапу путешествия. Ученики высказывают свои мнения о моделях пранаямы в классической йоге и хатха-йоге. Они пишут о встреченных на пути препятствиях и о том, что помогло их преодолеть. Они описывают свои взаимоотношения со Свидетелем и маленькой смертью тела (в позе трупа шавасане), рассказывают об изменениях в своих представлениях о текущем положении дел и о том, как они применяют эти новые представления в общей практике йоги и в своей жизни в целом. Ученики используют Дыхание как средство, помогающее медитировать и обдумывать:

• свои чувства, мысли и эмоции — другими словами, волнения — и авидьи;

• йогическую жизнь и свое понимание и соблюдение ям и ниям — либо десяти (по пять тех и других), названных Патанджали («Йога-сутра»), либо двадцати (по десять тех и других), перечисленных Сватмарамой («Хатха-йога Прадипика»);

• четыре цели йоги;

• свои впечатления от знакомства с другими наставлениями — как старинными, так и современными;

• дыхание, его четыре свойства и взаимоотношения с телом и сознанием;

• сознание — то есть вопрос о самой стране Я;

• преобразующую силу пранаямы;

• и, наконец, центральный вопрос «кто я?», на который должен ответить каждый из нас.

Некоторые из моих учеников, прежде чем подойти к последнему, коварному вопросу, сначала спрашивают: «Что представляет собой тот, кто занимается практикой дыхания?» Запомните, что пранаяма — это инструмент исследования, преобразования и соединения себя в единое целое. С помощью дыхания мы можем проникнуть за пределы поверхностного Я, ощутить, реализовать и довести до совершенства наше внешнее Я. «Что представляет собой тот, кто занимается практикой дыхания?» — это всего лишь другая формулировка вопроса «кто я?».

Одни из учеников почти сразу находят для своей индивидуальной манеры дыхания такое определение, которое удовлетворяет, по крайней мере, их самих, и упорно придерживаются его по мере прогресса своей практики, допуская лишь самые незначительные изменения. Другие часто пересматривают свою самооценку, предпочитая держать вопрос открытым.