Ментальная сфера | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Ментальная сфера

Для успешного выполнения позы трупа необходимо еще одно условие — успокоение пяти традиционных органов восприятия — глаз, носа, языка, ушей и кожи над переносицей.

Йоги рассматривают пять органов восприятия в совокупности, называя их джнана-индриями. Надеюсь, вы помните, что «джнана» означает «мудрость».

Когда мы слышим слово «мудрость», то чаще всего думаем о людях, которые прочитали множество книг, и можем с уверенностью сказать, что этот человек переполнен джнаной. Но когда это слово используют йоги, они обычно имеют в виду не земную мудрость, а духовное знание.

Вторая часть слова имеет отношение к Индре, чье имя означает «правитель». В ведическом пантеоне богов Индра занимает примерно такое же место, как Зевс в древнегреческом. Поэтому джнана-индрии снабжают нас знаниями не только об окружающем мире, но и о стране Я, а когда все сказано и сделано, они поступают на службу к Божеству.

По мнению йогов, наши органы чувств, особенно глаза, — это не просто пассивные рецепторы земной информации. Окружающая среда не просто вливается в нас, как вода в чашу; органы чувств играют активную роль в процессе восприятия нами людей и вещей, вытягиваясь подобно щупальцам осьминога, чтобы хватать интересующие нас объекты.

Каждое восприятие мира генерирует соответствующее волнение в сознании. Когда я, например, смотрю на стул, в мою читту проникает вритти, имеющая форму стула, — и в этом вся проблема. Наш контакт с внешним миром через органы чувств служит главным рассадником опасных вритти, которые удерживают нас в плену Духовного невежества.

Поэтому йоги, постоянно занятые поиском способов Уменьшения своих волнений, практикуют так называемое отключение чувств (пратьяхару), пятую ступень восьми ступенчатой системы Патанджали. В результате они направляют свои чувства внутрь и разрывают их отношения с миром. Такой прием часто сравнивают с поведением черепахи, которая прячется в панцирь

Знаю, что такое поведение может показаться вам исключительно странным. Но если принять во внимание исходную предпосылку классической системы — что волнения становятся на пути познания истинного Я, то оно будет выглядеть совершенно разумным. Пратья-хара — это логическое продолжение асан и пранаямы, третьей и четвертой ступеней классической йоги. Все три практики предназначены для того, чтобы лишить читту всяких внешних стимулов. Йог, подобно черепахе, прячется в панцирь и просто отказывается отвечать на внешние стимулы. Он посвящает себя наблюдению только за внутренним миром в поисках истинного знания о себе.

Согласно Патанджали, пранаяма позволяет «йогин обрести полное господство» над органами чувств. После этого, замечает Вьяса, «подобно тому, как все пчелы поднимаются, когда поднимается царь пчел, и все усаживаются, когда он усаживается, так и все чувства прекращают действовать, когда прекращает действовать разум». Нарушая нормальный поток нашего сознания, отключение чувств ослабляет причины нашей духовной скорби. Практика продолжает инициированный асанами и пранаямой процесс разрушения нашего поверхностного Я, способствуя появлению истинного Я.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.