Сватмарама, хатха-йога и пранаяма | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Сватмарама, хатха-йога и пранаяма

Если Патанджали лишь в общих чертах характеризует практику и ее значимость в пяти сутрах, ожидая, что основные элементы учения объяснит гуру, то Сватмарама посвящает пранаяме значительную часть второй и несколько мест в четвертой главе своего трактата, хотя дня создания детальной картины практики ученику все равно потребуется гуру. В третьей главе «Прадипики» он также описывает десять печатей (мудр) и замков (бандх), которые соответствуют специфическим сокращениям мышц тела и используются для сдерживания, направления и уплотнения пранической энергии. Без них безопасная и успешная практика пранаямы невозможна.

Обычно мы рассматриваем хатха-йогу и пранаяму как две отличные друг от друга традиции. Но это отличие возникло лишь около четырехсот лет тому назад. В древние времена тренировочный процесс хатха-йоги считался первой ступенькой лестницы, ведущей к практике королевской йоги.

Но, несмотря на старые связи, теоретические взгляды классической йоги и хатха-йоги существенно отличаются; то же самое наблюдается в отношении используемых практик, а также способов применения одних и тех же практик, включая пранаяму.

В классической йоге природа (пракрита) и Я выступают как навечно разделенные понятия. По словам Патанджали, результатом их странных взаимоотношений или взаимосвязи (самйоги) становится обычное сознание (читта). Природа изначально невежественна и представляет собой механический процесс, который существует лишь для наслаждения и раскрепощения Я. Я — это чистое сознание, которое, в отличие от повседневного, не содержит смысла, мыслей, эмоций, воспоминаний и желаний. Оно просто бесстрастно наблюдает, освещает, но никоим образом не участвует в бесчисленных действиях пракрита. Классическое божество, именуемое Господом или Богом-Создателем (Ишварой), как совершенно особое существо, тоже не играет активной роли в повседневной жизни. Классические практики созданы для освобождения Я путем отделения его от обманчивых ассоциаций с природой. После того как Я добивается освобождения, природа (вместе с телом йога) лишается цели и потому, как констатирует Патанджали в свойственной ему отрывистой манере, прекращает существование.

В хатха-йоге чистое сознание представляет Бог мужского рода, Шива (что на санскрите означает «благой»). Подобно описанным Патанджали пуруше и Ишваре, Шива освещает и наблюдает, но никогда не участвует в грандиозной и блистательной игре (лиле) женственной природы, которую олицетворяла богиня Шакти. Однако, хотя пруша и пракрита навечно разделены и, несмотря на взаимосвязь, никогда не вступают в прямой контакт, а женское пракрити существует только для того, чтобы служить мужскому пуруше (буквально «мужчине»), Шакти и Шива представляют собой духовную пару, разделенную лишь в повседневных мыслях, но никогда в действительности. Каждый из нас вдохновляется и поддерживается интеллектом, творческим потенциалом и благословением Бога с Богиней, поэтому каждый из нас — это зеркало мира, как физического, так и тонкого, отражающее в себе вечную схему Бытия и Становления.

Патанджали в лучшем случае приближается к физическому телу на расстояние вытянутой руки. Хатха-йога ищет способ насытить и сохранить физический носитель и трансформировать его в Божественное тело или бриллиантовое тело (ваджра-деху), лучезарное, излучающее Божественное благоухание, недоступное для болезней и обладающее собственными чудесными силами (сиддхи).

Йоги часто называют наше тело, и в частности туловище, горшком (кумбха), что свидетельствует о его ключевой роли в дыхании. Оно служит вместилищем жизненной энергии, особенно во время трудной практики задержки дыхания. Но данный образ также указывает на необходимость готовить тело к занятиям пранаямой. Так же как горшок из необожженной глины развалится, если заполнить его водой, нетренированное тело не выдержит, если внезапно получит непривычно большой заряд жизненной энергии. Прежде чем тело станет пригодным для наполнения, ему, так же как горшку, потребуется обжиг, или закалка. Нет ни болезни, ни старости, ни смерти для того, кто обрел тело из пламени йоги.

Тело, от головы до пальцев ног, крест-накрест пересекают нади. Термин «нади» происходит от корня «над», что означает движение. Если бы нади были видны глазу, то тело было бы похоже на чрезвычайно сложную схему океанских течений. Внешне вода выглядит одинаковой. Но исследование показывает, что она движется с разной силой во всех направлениях. Слово «нади» переводится как «канал, источник, сосуд, вена, артерия, нерв». Оно относится не только к известным медицинской науке Фактическим нервам, венам и артериям в физическом Теле, но и к каналам тонкой энергии, по которым вайю Циркулируют в тонком теле (иногда их называют йога-Нади).

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.