Патанджали, классическая йога и пранаяма | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Патанджали, классическая йога и пранаяма

Классическая йога считается первым систематизированным описанием йоги, хотя большинство из тех ее поз и дыхательных упражнений, с которыми мы знакомы, являются продуктами хатха-йоги. Помимо пранаямы, в число восьми ступеней входят универсальные нравственные заповеди (яма и нияма), позы (асаны), отключение чувственных восприятий (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и состояние идентификации и слияния в одно целое медитирующего и объекта его медитации, которое называется самадхи (в буквальном переводе «единение»).

В работе Патанджали упоминаются 195 сутр (в некоторых изданиях 196). За века к ней было написано множество превосходных комментариев, дополняющих отрывистый стиль сутр. Автором самых старых из дошедших до нас исследований (бхашья), написанных примерно через триста лет после «Йога-сутры», по всей вероятности, был великий мудрец Вьяса, чье имя означает «составитель». Ему также приписывают авторство четырех Вед, энциклопедических повествований о давних временах, известных как Пураны, и великой индийской эпической поэмы «Махабхарата», которая насчитывает более ста тысяч стихов и является самой длинной поэмой в мире. Поскольку эти тексты появлялись на протяжении трех с лишним тысяч лет, то либо Вьяса был очень стар, когда писал этот комментарий, либо, что более правдоподобно, существовало несколько разных мудрецов с именем Вьяса, принадлежавших к разным поколениям.

Нам мало известно о жизни Патанджали, хотя в одной увлекательной легенде о его рождении говорится, что он упал (пат) с неба в раскрытые руки (анджали) своей девственной матери Гоники. Его йога, в сущности, представляет собой тщательно разработанную программу изменения привычек поведения, тренировки внимания и сосредоточенного самоизучения, которая требует, чтобы практикующий направил всю свою энергию на обуздание смятения ума, названного Патанджали волнениями (вритти) повседневного сознания (читта). Чтобы войти в контакт с этими волнениями, вам не нужно тратить годы на медитацию в пещере. Просто сядьте, закройте на несколько минут глаза и тренируйте свою способность осознавать поток своего сознания. Затем почувствуйте трудность обуздания этого внутреннего смятения и попробуйте сосредоточиться только на одной мысли или одном предмете (даже на таком обычном, как карандаш) в течение одной минуты, не отвлекаясь ни на что другое. Если у вас нет солидного опыта медитации, я готов спорить, что уже через несколько секунд все ваши усилия пойдут прахом.

Вы можете подумать: «Так в чем проблема? Ну и что, если я не могу сосредоточиться на карандаше в течение минуты?» Проблема, по словам Патанджали, в том, что мы отождествляем себя с этими волнениями, в том, что по нашему мнению, они определяют, кто мы такие, и тем самым ограничивают нас во времени, пространстве, проявлении воли, знаний и способностей. Но, согласно Патанджали, эти волнения всего лишь наше поверхностное Я, или, как называет их мудрец Шри Ауробиндо, маскировочная оболочка: «На его [то есть ученика] поверхности находится личность, которая выбирает и проявляет волю, подчиняется и борется, старается сделать Природе добро или стать хозяином Природы, но эта личность сама является созданием Природы и потому управляется ею, подчиняется ей и, по определению, не может быть свободной. Это образование или выражение Я в ней скорее Я Природы, чем Я самого себя… временная и искусственно созданная личность, а не действительно бессмертная Личность».

Такое отождествление — или, точнее, неправильное отождествление — с поверхностным Я называется «авидья».  В буквальном переводе «авидья» означает «незнание» или «неспособность видеть» и обычно переводится как «невежество». Авидья отрывает нас от нашего истинного Я (пуруши), «вечного, чистого, доброго», и поэтому наполняет нашу жизнь жестокими страданиями. Авидья, как пишет Еенрих Циммер, — «это общая беда всех живых существ».

Для обозначения страдания Патанджали использует слово «духкха», которое в буквальном смысле означает «неправильно расположенная ступица». Без сомнения, во времена колесниц неправильно расположенная ступица могла доставить много страданий колесничему. Патанджали говорит, что каждый из нас подобен колесу с неправильно расположенной ступицей, поэтому наша поездка по жизни оказывается ужасно тряской.

Исходя из сказанного цель классической йоги заключается в том, чтобы «преодолеть горе, которое ждет впереди» путем обуздания прилива волнений и выхода из плачевного состояния невежества. Этот метод, как я Уже отмечал, объединяет два направления: мы должны обуздывать или сдерживать (ниродха) даже самые слабые уровни вритти с помощью усердной практики или Усилий (абхьяса) «при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени», и в то же самое время тщательно проводить различие (вивека) между тем, что является и не является нашим истинным Я, отождествляться с первым и отмежевываться (вайрагья) от второго. Все это не так легко, как может показаться. Подобно лошадям колесничего, волнения не желают нам покоряться. Похоже, что они живут собственной жизнью и, как все живые существа, стремятся выжить и добиться самовыражения.

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.