Количество каналов на теле | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Количество каналов на теле

Количество каналов в теле является предметом нескончаемых споров. По разным источникам, их может быть 350 тысяч, 300 тысяч, 72 тысячи или 101 тысяча. К этим цифрам не следует относиться слишком серьезно. Они просто означают, что каналов бесконечное множество. Всю сеть каналов иногда называют колесом каналов.

Происхождение каналов тоже спорно. В одних книгах утверждается, что они берут начало в сердце и, подобно усикам виноградной лозы, расходятся во всех направлениях.

В сердце — сто и одна артерия,

Из них одна ведет к голове.

Идущий по ней вверх достигает бессмертия,

Во все стороны служат выходами другие артерии.

Авторы других работ настаивают на том, что каналы берут начало в яйцевидной луковице (канде), расположенной рядом с основанием позвоночника, а иногда в середине тела. «Хатха-йога Прадипика», например, помещает эту луковицу чуть выше ануса и говорит, что она покрыта чем-то вроде мягкой белой ткани.

Центральный канал, который называется самым милосердным или срединным (мадхья), тянется по позвоночному столбу от отверстия в луковице, или врат Брахмана (брахма-двары), до отверстия Брахмана, или пещеры Брахмана (брахма-билы) на темени. Можно сказать, что сушум на — это канал, который соединяет малое Я с Высшим Я через ядро, или середину, нашего существа.

Два других канала тоже берут начало в луковице и в танце жизни поднимаются вверх по спирали вокруг центрального канала, распределяя свою силу по всему телу, материальному существованию которого они служат. Часто приходится слышать, что вместе эти три канала образуют кадуцей — обвитый двумя змеями жезл крылатого Гермеса. Канал, поднимающийся по спирали от основания позвоночника и заканчивающийся в левой ноздре, — это канал успокоения, который представляет женское начало и темную сторону сознания. Его символом служит луна. Второй канал, который заканчивается в правой ноздре, — это рыжевато-коричневый канал, который представляет мужское начало и ясную сторону сознания. Его символом служит солнце. Все три канала пересекаются в шести точках: в основании позвоночного столба, нижней части живота, пупке, сердце, горле и центре лба. Каждая такая точка является местом расположения энергетического Центра (чакры), или лотоса (падмы). Соединяясь в центре лба, каналы образуют узел — тройное сплетение освобождения (мукта-тривени) или тройной пик (трикута). Отсюда ида и пингала направляются соответственно в левую и правую ноздрю, а сушумна — к макушке.

На начальном этапе дыхательной практики уделять много внимания колесам и каналам тонкой энергии не нужно. Достаточно лишь помнить, что колеса — это, как пишет Кен Уилбер, определенные места расположения энергии в теле и определенные стадии в одной из моделей духовного роста (этапы в освобождении трансцендентного блаженства). Три самых нижних колеса и канала обычно считаются эгоцентричными — то есть занятыми самосохранением, выживанием, продолжением себя в потомстве и воздействием своей силы на мир.

Четвертое колесо располагается в сердце и отвечает за переход от эгоцентричных забот к заботам обо всем мире. 0Ятое колесо представляет мировое знание и начало самопознания, а шестое — духовную прозорливость.

После того как Шакти формирует мир, она разделяется. Одна ее часть остается активной жизненной силой, или праной, а другая поселяется в основании позвоночника, где погружается в сон, до изнеможения утомленная колоссальным напряжением сил в процессе строительства мира. В этом состоянии ее обычно изображают как спящую змею, свернувшуюся в 3’/2 кольца, и поэтому называют свернувшейся змеей, или кундалини. Свернувшаяся как пружина спящая змея символизирует наш собственный духовный сон (авидью) и потенциал.

Цель хатха-йоги состоит в объединении сознания и природы. У обычного человека пранавайю, рассеянные по всем нади, спасают сушумну, вход в которую обычно считается перекрытым пастью спящей змеи (однако некоторые ученые мужи утверждают, что в сушумне все же течет струйка праны). По этой причине сознание остается снаружи, участвуя только в событиях внешнего мира и ничего не зная о своем гигантском духовном резервуаре. В этом невежестве, где солнце и луна, представленные пингалой, активны, а сушумна заблокирована, люди становятся объектами воздействия дня и ночи, под которыми йоги подразумевают время, страдание и физическую смерть.

Йоги собирают эту жизненную энергию и изымают ее из повседневной жизни, а затем направляют в спящую духовную жизнь, зарождающуюся в основании позвоночника (муладхаре). Они нагревают концентрированную прану и таким образом будят спящую кундалини, которая с шипением поднимается по от основания позвоночника, через все более тонкие уровни существования, к колесу с тысячей спиц или тысяче лепестковому лотосу в области макушки. Тут Шакти вступает в тайный брак с Шивой, а йог приходит в состояние самадхи, которое, как говорится, поглощает время и смерть, приводя к самореализации, бессмертию и освобождению.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.