Йога | Йога-центр "Sport.Rops". Йога для всех

Йога

Классическим литературным языком Индии является санскрит. Само это слово означает «хорошо или полностью сформированный, доведенный до совершенства». Санскрит на самом деле красивый язык, вызывающий множество ассоциаций. Многие из его слов напоминают матрешку, раскрыв которую обнаруживаешь внутри куклу поменьше, которая тоже скрывает внутри матрешку еще меньшего размера, и так далее, пока на свет не появится самая маленькая куколка.

Несмотря на то что я не обладаю хорошим знанием этого языка, мне нравится отыскивать слова из йогического лексикона и разбирать их на части, чтобы посмотреть, что внутри. Часто это позволяет мне взглянуть на свою практику с новой точки зрения. В процессе работы с данным путеводителем мы будем разгадывать тайны санскритских слов, что существенно обогатит вашу практику.

Давайте начнем со слова, которое вы, возможно, уже знаете — глагола «йудж», который означает «обуздывать» или «запрягать». Этому слову много тысяч лет; оно пришло из той эпохи, когда индийские воины отправлялись на битву в колесницах. В такой повозке, как правило, находились лучник и его колесничий, а тянула ее пара лошадей, славившихся своим свирепым нравом. «Его ржание, — поется в древнем гимне о боевом коне, — подобно грому и заставляет врагов дрожать от страха».

Колесничий был обязан усмирять и запрягать этих полудиких зверей в повозку, а если учесть, что хомут в те дни еще не был изобретен, то можно представить, каким это было нелегким делом.

От колесничего требовались исключительная смелость и мастерство, поэтому такая должность считалась весьма почетной.

В разговорном языке слово «йудж» приобрело значение «объединять, соединять, добавлять, сводить вместе», а также (поскольку колесничий должен был владеть специфической техникой приведения колесницы в боевое состояние) «готовить, подготавливать, заставлять работать, использовать, применять». Эти значения передавались глаголом «йудж» и его производными, включая существительное мужского рода «йога».

Практика йоги уходит корнями в глубокую древность. Наверняка в числе современников нашего колесничего были люди, которые занимались какой-то йогической практикой, хотя, возможно, она не совсем походила на то, что мы называем йогой сегодня. По большому счету, у йоги четыре цели:

1. Восстановление здоровья и прекращение страданий.

2. Достижение искусности в действиях.

3. Познание самого себя как единого целого.

4. Освобождение.

Во многих священных литературных источниках Индии освобождение (мокша) объясняется как обуздание или соединение воплощенной в тело души (джива-атмана) с Высшим Я (парама-атманом). Кстати, оба этих слова, «обуздание» и «соединение», родственны словам «йудж» и «йога». Тут просматривается явный намек на колесничего, его лошадей и колесницу. Это обыгрывает-ся в одной из самых знаменитых упанишад:

Знай же, что душа (атман) — владелец колесницы; Тело, поистине, — колесница; Знай, что рассудок (буддхи) — колесничий; Разум (манас), поистине, — поводья.

Чувства (индрии) называют конями, Предметы восприятия — их путями… Кто не наделен распознаванием, Чей разум никогда не сосредоточен,

Чувства у того не знают узды,

Словно дурной конь у колесничего…

Человек, у которого распознавание — колесничий,

А разум — словно поводья,

Достигает конца пути,

Этой высшей обители Вишну.

Обуздание осуществляется множеством разнообразных способов, в зависимости от того, к какой школе йоги вы принадлежите. Шесть школ считаются основными: классическая, или раджа-йога (королевская йога), хатха-йога (силы), мантра-йога (чтение санскритских гимнов) (гимн), джнана-йога (йога мудрости), бхакти-йога (йога преданности) и карма-йога (йога действия, включающая бескорыстное выполнение своих обязанностей).

Кажется очень символичным, что слово, тесно связанное по смыслу со словом «единство», может объединять так много совершенно непохожих школ.

В то время как это единство воплощенного Я и Высшего Я (парама-атмана или брахмана) обычно провозглашается главной целью йоги, на самом деле это не всегда так. Самым известным исключением является классическая школа Патанджали, известная как раджа-йога. Патанджали не признает Высшего Я, хотя и соглашается с существованием Бога (Ишвары), который почитается как особое существо (пуруша-вишеша) среди бесконечного количества обычных существ (пуруш). Патанджали называет классическую йогу ограничением волнений сознания, что подразумевает напряженную работу над обузданием своих чувств и мыслей.

Однако и для тех, кто представляет достижение высшей цели как благословенное слияние с Высшим Я, и для тех, кто видит ее в усмирении норовистых лошадей сознания и природы, одинаково важное место занимают практика и приобретение знаний, особенно познание самых священных текстов и изучение себя (свадхьяя, в буквальном переводе «проникновение в свое собственное Я»). У практики есть два полюса — активный, который требует интенсивных усилий (абхьясы), и пассивный, который поощряет то, что в традиции йоги называется саматвой — уравновешенным, невозмутимым отношением к миру. Практика йоги — это процесс балансирования между действием и бездействием: мы должны каким-то образом продемонстрировать все мастерство колесничего в управлении лошадьми и при этом оставаться невозмутимыми как в случае успеха, так и в случае неудачи.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.